Мы уже писали об этом замечательном проекте [6] (издание диска с записью двух спектаклей в подарок детям-инвалидам, которые не могут посетить театр), осуществленном совместными усилиями Молодежного театра «Ангажемент», информагенства «СибИнформБюро» и Администрации города Тюмени в лице ее Восточной управы. 27 июля состоялась пресс-конференция, посвященная официальной презентации этого диска. Вот какие любопытные подробности об этом проекте были открыты жаждущей информации публике.
Самым примечательным стало то, что удивительным образом ускользнуло от моего внимания – запись постановок проводилась не таким обычным манером, когда перед очередным спектаклем в зрительном зале устанавливается несколько камер, и действо просто записывают, а после монтируют. Здесь все было иначе: актеры играли специально для записи, то есть играли без зрителей, отдельными сценами (порой, по несколько раз подряд каждую), и так один спектакль в течение целого дня. И ведь на самом деле в записи не слышно зрителя. А это серьезный нюанс, причем особенно на детских спектаклях. Те, кто был хотя бы на одном из записанных спектаклей, к примеру «Веселые страшилки», прекрасно знают, что почти каждую сцену сопровождает смех и возгласы детей. А здесь – только актеры и музыка. Уверен, это был хоть и нелегко давшийся, но очень полезный опыт для актеров.
Далее рассказали, как выбирали именно эти спектакли. Напомню, что изданы были два действа: «Как чуть не съели королевну Булочку» Мачей Войтышко (режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Трофимова) и «Веселые страшилки» Михаила Заеца (режиссер – Михаил Заец, художник Игорь Сидоров). Чтобы определить, какие спектакли выпустить на дисках в первую очередь, при посещении всех детских спектаклей театра «Ангажемент» «особенными» детьми, практически такими же, для кого и предназначены диски, проводился опрос этих самых главных зрителей любого театра. И вот по итогам этого импровизированного социологического исследования стало ясно, что наиболее подходящими для такого дела являются три спектакля, два из которых вы уже знаете, а третий – «Стойкий оловянный солдатик». Однако, в последнем оказалось слишком много световых эффектов и сложных переходов, которые очень трудно передать в теле-версии.
Было интересно узнать и о тех, кто являлся душой этого проекта. Разумеется, всех, кто принял участие и помог, просто не счесть. Но, как и в любом другом деле, есть те, кто стоит что называется у руля. Таковыми в данном случае были Лариса Гордиенко (директор Тюменского Дома актера и заместитель директора Молодежного театра «Ангажемент») и продюсер проекта – Светлана Голякова (ведущая телеканала «Ладья-СТС»). Если за саму идею, за ее «театральную составляющую» отвечала Лариса Викторовна, то вот как раз за организацию записи, монтажа и производства отвечала Светлана Григорьевна. Было приятно убедиться в том, что авторами проекта двигали абсолютно те же мысли, что возникают и у тебя в голове в тот момент, когда ты узнаешь о подобном проекте и видишь его результат. Причиной удачи стало искреннее желание дать возможность порадоваться тем, о ком большинство старается просто забыть, причем желание, перерастающее в навязчивую идею, которая заражает собой других и помогает сделать много больше, чем могло бы получиться при обычном «коммерческом подходе».
Меня тронул один момент – на пресс-конференции сами организаторы и Светлана Голякова в частности не упоминали о том, сколько денег было выделено благодаря выигранному гранту, а сколько было сделано за бесплатно или за свой собственный счет. Но журналисты, как известно, фанаты денежного вопроса, вытянули эту информацию. Оказалось, что составная часть гранта была 280 000 р, что, судя по комментариям, покрыло менее половины всех возможных расходов. Все остальное – «за идею».
А в конце пара моментов для любителей…
- статистики: тираж издания 1000 экземпляров, их распространением будет заниматься областной центр реабилитации инвалидов, диски будут раздавать детям во время выезов на процедуры;
- сильных заявлений: руководитель Управы Восточного АО Администрации города Тюмени Владислав Черкашин заявил, что это только начало, и что в следующем году обязательно последует продолжение. Деньги в бюджете на это найдутся, да и привлечь внебюджетные средства тоже было бы очень хорошо;
- музыки: в спектакле «Как чуть не съели Королевну Булочку» интереснейшая и просто заражающая собой музыка. По крайней мере, все те, кто монтировал телеверсию спектакля, до сих пор ходят и напевают мелодии их этого действа. А ведь автор-то местный, я бы даже сказал свой.
В итоге все были рады тому, что проект случился. И практически все уверены в том, что это лишь пилотный выпуск, а дальше будет много других. Хотелось бы верить.
Очень.