08.08.2020
  vnashemdvore.ru

Жителям региона разъяснили, что считается нарушением земельного законодательства и как этого не допустить

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

Специалисты Управления Росреестра по Тюменской области проанализировали, какие нарушения земельного законодательства жители региона допускали чаще всего в период с января по июнь 2020 года.

Так, 92,5% от общего количества выявленных нарушений приходится на  самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок.

Земельный участок как объект права собственности и иных, предусмотренных законодательством прав на землю, имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка и т.п. Собственник (пользователь, арендатор) земельного участка обязан использовать его в границах своей территории и с учетом координат характерных точек.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе при отсутствии прав на него, предусмотрена ответственность[1] в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обращаем внимание, что ответственность наступает как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством РФ прав.

6,98% от общего количества выявленных нарушений составляет использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Законодательством регламентировано, что владеющие земельными участками лица обязаны использовать недвижимость в соответствии с целевым назначением земли и видом разрешенного использования. Сведения о целевом назначении (виде разрешенного использования) земельного участка содержатся в ЕГРН, информацию из которого можно получить путем запроса выписки, а также в правоустанавливающих документах на конкретный земельный участок. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вместе с тем, чтобы использовать земельный участок по иному целевому назначению необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Также следует отметить, что земельные участки с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для сельскохозяйственного производства, ведения личного подсобного хозяйства не допускается использовать для возведения жилых домов, автомобильных стоянок и прочего, то есть в иных целях, не связанных с сельскохозяйственным производством.

За использование земельного участка не по целевому назначению

предусмотрена ответственность[2] в виде административного штрафа на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пользователям (собственникам, арендаторам и т.д.) земельных участков также следует знать, что правовым нарушением считается как нецелевое использование, так и вообще неиспользование участка в указанных целях. В обоих случаях владельцу грозит административное наказание в виде штрафа.

         На неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, приходится 0,5% от общего количества выявленных нарушений.

За неиспользование земельного участка предусмотрена ответственность[3] в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

С учетом вышеизложенного, Управление Росреестра по Тюменской области рекомендует перед приобретением земельного участка удостовериться, что постройки, ограждения, элементы благоустройства, ограничивающие доступ на территорию, находятся в границах земельного участка. Для уточнения (установления) местоположения, в том числе на местности, границ земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Прежде чем начинать строительство коммерческого объекта на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо использовать индивидуальный жилой дом под размещение объекта торговли, правообладателю земельного участка следует ознакомиться с градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки муниципального образования, так как в квартале, в котором расположен земельный участок, размещение таких объектов может быть не предусмотрено, что повлечет использование объекта земельных отношений с нарушением требований действующего законодательства.

Данные шаги позволят не стать нарушителем земельного законодательства.

Для справки: в 1 полугодии 2020 года Управлением Росреестра по Тюменской области (далее – Управление) в рамках государственного земельного надзора проведено 2092 контрольных мероприятий, из них проведено 713 проверок, результативность проведения Управлением проверок составила 94,2%, и 1379 административных обследований.

В результате деятельности должностных лиц Управления, доля нарушений, которые устранены или по которым приняты меры за неустранение нарушений в установленный срок составила 94,9%.

 

[1] Ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

[2] частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ

[3] частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ

Автор: 
Пресс-служба Управления Росреестра по Тюменской области