28.04.2024
  vnashemdvore.ru

У тюменского водопровода - день рождения, не круглый

Страница для печатиСтраница для печати

Тюменскому водопроводу исполнилось - 147 лет. Первые тюменские «тарифы» и «плата за подключение к сетям» - в рассказе руководителя пресс-службы компании «Тюмень Водоканал» Ивана Камельских

В 1864 году, когда был запущен тюменский водопровод, он стал первым подобным сооружением за Уралом. Инициатива его постройки принадлежала тогда городскому голове Ивану Алексеевичу Подаруеву. Занимая эту должность в 1861-1863 годы и «видя крайнее затруднение жителей нагорной части в доставке воды из реки Туры по крутости ее берега как для домашнего употребления, так и в текущих случаях, пожелал оказать в этой необходимой нужде надлежащее содействие к постоянному запасу воды в нагорной части и обеспечить снабжение водою из нагорной части чрез посредство водоподъемной машины» - так отмечен этот факт в архивных документах.

На устройство первого водопровода средства собирали буквально всем миров. В этих целях была объявлена добровольная подписка сбора средств. В итоге, было собрано 9 тысяч 250 рублей, для устройства же водоподъёмной машины требовалось по меньшей мере около 25 тысяч. В итоге. Недостающую сумму из собственных сбережений добавил Иван Алексеевич Подаруев. Собранные деньги пошли на оплату по контракту, который был заключен 29 (по ст. стилю) мая 1862 года с подданными Великобритании Гектором Ивановичем Гуллетом и Петром Васильевичем Гексом. Английские механики брали на себя обязательство устройства «водоподъемной машины».

Уже через год на улицах города во всю шла укладка трубопроводов. Беспорядок, как следствие любых строительных работ в ту пору, вызвал недовольство господина городничего. В своем отношении к городской Думе он потребовал: «Понудить к скорейшему окончанию устройства водоподъемной машины и проведенную канаву засыпать и улицы выровнять». В ответ Дума дала понять городничему, что его назойливость и непонимание ситуации может «вынудить у благотворительных граждан некоторое охлаждение в дальнейшем предприятии в столь полезном для города деле». В итоге, городничий был вынужден уступить.

Все работы были закончены в июле 1864 года, состоялась божественная литургия, после чего водоподъёмная машина была пущена в ход. Вся система водоснабжения тогда состояла из паровой машины, которая нагнетала воду из колодца в особый резервуар, откуда она подземными трубами, сделанными из деревянных брёвен, шла в чугунный бассейн. За пользование водой из бассейна мог пользоваться любой желающий за определённую плату.

Деревянный водопровод функционировал вплоть до начала XX века. Фрагмент деревянного водопровода сейчас хранится в Музеи науки и техники Зауралья Тюменского государственного нефтегазового университета, а улица Водопроводная как и прежде хранит в себе историю первого в Сибири водопровода – на берегу реки Туры до сих пор сохранились здания, где была установлена паровая машина и насосы.

В начале XX века интерес к водопроводу настолько вырос, что Думе пришлось ввести, если оперировать современными понятиями, плату за подключение – заявления от граждан города с просьбой разрешить провести домовые ответвления от водопровода, в основном, удовлетворялись при условии оплаты.

15 июня 1911 года городская Дума поручила Товариществу Инженеров «Н. П. Зимин и К°» (фирма «Нептун») составить нивелировочный план на г. Тюмень, а также предварительный проект и смету устройства хозяйственно-противопожарного водопровода. Фирма «Нептун», выполняя заказ, определила стоимость сооружения водопровода в 477 тыс. 622 руб.84 коп., длина сети водопроводных труб намечена общей протяженностью в 20 верст с двойной перекидкой через р. Туру для снабжения водой заречной части города.

Водоприемник, по проекту Зиминых, должен находиться выше по течению реки; вода должна очищаться американскими фильтрами и подаваться в количестве 150 тыс. ведер в сутки.

Между тем, разразившаяся I Мировая война создала целый ряд препятствий к окончанию постройки водопровода. Дело в том, что водотрубные котлы для насосной станции были заказаны фирме «Финцер-Гамперт» в Сосновицах, городе, который в самом начале войны был занят германскими войсками. Машины были заказаны посреднической фирме «Трек» в Петрограде, причем, сами машины должны были быть изготовлены в Швеции. Владелец фирмы «Трек» оказался германским подданным и был выслан из Петрограда.

В условиях войны эти заказы выполнены быть не могли. Выход из сложившейся ситуации городские Дума и Управа видели во временном устройстве водопровода. До получения заказов, задержку можно было устранить, перенеся на новую станцию котлы и машины со старой станции. По отзыву технического надзора, заведующего постройкой водопровода, старые котлы и машины вполне могли исправно обслуживать некоторое время новую водопроводную сеть.

До 1938 года городской водопровод обеспечивался из водозаборных сооружений электростанции. В 1938 году по настоянию городской санитарной инспекции водозаборные сооружения городского водопровода были построены отдельно от электростанции с выносом забора на середину реки Туры. Был построен кирпичный береговой водоприемный колодец, уложены две самотечные линии труб. Кроме того, от берегового водоприемного колодца до шахты станции 1-го подъема был построен деревянный подземный туннель, в который были переложены всасывающие линии насосов станции 1-го подъема до туннеля электростанции.

Вопрос водоснабжения г. Тюмени остро встал в годы Великой Отечественной войны, когда в город стали эвакуироваться промышленные предприятия, государственные организации и учреждения.

Используя все возможно допустимые методы интенсификации (повышения скорости фильтрации, сокращения времени отстоя и др.), водопровод мог подать до 5 тыс. м3 очищенной воды в сутки, тогда как водопотребление города и промышленных предприятий при максимальном ограничении достигало 7,5-8,0 м3 в сутки.

Такое обстоятельство вынуждало руководство горводопровода за счет ухудшения качества воды увеличить пропускную способность до 7,5 тыс.м3 воды в сутки, т.е. до предела возможного пропуска главных водоводов.

Таким образом, самым уязвимым элементом хозяйства Тюменского водопровода являлись очистные сооружения.

В связи с возросшими потребностями города в хозяйственно-питьевой воде, Ленинградской конторой треста «Госводоканалпроект» в декабре 1943 года, по ходатайству управления «Водосвет», был составлен проект реконструкции и расширения главных сооружений городского водопровода в условиях военного времени.

Реконструкция была спроектирована в две очереди: при освоении строительных работ первой очереди мощность водопровода должна была увеличиться до 20,5 тыс. м3 подачи воды в сутки при окончании строительства второй очереди водопровода - до 27 тыс. м3 подачи воды в сутки.

Однако, из-за отсутствия основных строительных материалов и оборудования, увеличение мощности существующего водопровода не удалось достичь ни в 1945, ни в 1946 годах. В 1947 году, в условиях мирного времени, в связи с появившейся возможностью получать цемент, арматурное железо, бутовый камень, руководство горводоканала решило отказаться от деревянных сооружений и обратилось с просьбой к Ленгосводоканалпроекту о перепроектировании временных сооружений на постоянные железобетонные. После отказа ленинградцев, Свердловский Водоканалпроект в сентябре 1947 года закончил проект с полной увязкой с ранее запроектированными и частично уже построенными другими сооружениями, причем применил метод суспензионной сепарации для осветления воды с быстродействующими фильтрами.

5 октября 1948 года фильтровальная станция была пущена в эксплуатацию. Исследование и наладку процесса осветления воды во взвешенном осадке, по договору с тюменским горводопроводом, взял на себя научный отдел Уральского политехнического института. Применение этого метода в специфических условиях речной воды являлось новым в практике городских водопроводов, поэтому пуск и наладка очистных сооружений Тюменского водопровода по существу явились научных экспериментом, в ходе которого открылась перспектива использования осветлителей в новой в безфильтровой схеме очистки воды.

Тогда это было единственное сооружение, питавшее весь город водой. Здесь же ютились абсолютно все службы, занимавшиеся водоснабжением и водоотведением.

- Качество подаваемой в город воды всегда стояло на первом месте, хотя и к объемам предъявлялись повышенные требования. Одно время у нас на водозаборе висел «экран» социалистических соревнований, на котором регулярно отражались основные показатели качества воды. Каждый месяц одна из четырех бригад, признанная лучшей, получала премию. По итогам года вручался титул победителя социалистических соревнований, был и титул победителя по результатам пятилетки. Порой стараешься-стараешься, а в конце смены что-нибудь непредвиденное произойдет и тебе «синяк» поставят (на «экране» закрасят квадратик синим цветом), а это значит, вода не по ГОСТу вышла, - говорит Галина Ивановна Кукса, старожил головной водоочистной станции.

Хотя коллектив на головном станции был в основном женский, однако, работенка здесь была далеко нелегкая.

- Задвижки внизу были просто ужасные. Мы их втроем крутили и то порой сдвинуть с места не могли, приходилось бегать к мужикам-сетевикам в вагончик и просить о помощи. - продолжает Галина Ивановна. – Особенно тяжело было, когда Кулаковские скважины пустили. Там стояли глубинные насосы, которые давали порядка 15000 кубометров воды. Метелевский водозабор тогда еще не работал, и мы снабжали полностью весь город водой. Доходило до того, что приходилось буквально всю ночь дежурить у смесителя, чтобы держать уровень не больше и не меньше полутора сантиметров до края. Бывало, что и прокараулишь, тогда уж метелку в руки и вперед. За всю жизнь мы, наверное, пол Туры так вымели.

Тамара Федоровна Ларина вообще застала времена, когда у водоканала была только одна машина и одна лошадь.

- Я устроилась на работу в 1960 году. Тогда еще мы коагулянт вручную на вагонетки грузили, а затем на подъемниках отправляли наверх, где приходилось вагонетку разворачивать, коагулянт выгружать и тут же вновь отправляться вниз для загрузки следующей партии, - рассказывает Тамара Федоровна, - в ту пору на водозаборе еще не существовало растворных баков, они появились чуть позже, и тогда уже коагулянт стали трактором загружать. В общем, трудиться было очень тяжело, особенно, в первые годы. Мы сами разгружали вагоны и на лошадях до водозабора возили.

За все время существования водозабора, воду, чем только не чистили: содой, известью, углем, глиной, марганцем, фтором…

- Вода ведь в те годы была слишком плохая. Весной у нас на станции всегда пахло канализацией. Чтобы этого запаха до потребителя не дошло, приходилось воду дополнительно углем чистить, - вспоминает Тамара Федоровна, - при этом все вручную грузили.

Галина Ивановна Кукса в красках вспомнила о погрузке угля:

- Придешь с погрузки – одни глаза торчат. Там была маленькая комнатка. Внутри стоял какой-то барабан, в него и загружали пылевидный уголь, перемешивали, а потом уже только наверх подавали. А вот с марганцем, когда работали, так у нас по всей станции вообще от него постоянно тошнотворный запах стоял.

Глина была спасением, когда необходимо было подавать 60000 кубометров воды при проектной мощности водозабора в 45000. Тогда воду "замучивали" с помощью глины, дабы ускорить образование и оседание хлопьев. Дело это было тоже далеко не простым: для начала глину необходимо было загрузить, замочить, растворить и затем уже добавить в воду.

- Приборов для проверки качества воды у нас тогда практически никаких не было, - говорит Тамара Федоровна, - воду проверяли по кресту. У хлораторной была установлена трехметровая стеклянная трубка с крестом на дне. Нужно было из-под каждого фильтра набрать в трехлитровый чайник воды и вылить все это в трубку. Если сквозь слой воды крестик был виден, значит, вода хорошего качества. Если нет – получай «синяк» (квадратик на доске социалистических соревнований закрашивали синим цветом, если вода выходила в город не по ГОСТу).

Велижанская водоочистная станция была запущена на подмогу Головной в январе 1972 году. Источником воды стали артезианские скважины Велижанского и Тавдинского месторождений. В связи с угрозой дефицита воды в городе, Велижанская водоочистная станция и водоводы, идущие с нее в город были построены в самые кратчайшие сроки. Был проведен целый комплекс геологоразведочных мероприятий для того, чтобы найти пригодную для очистки воду. В Тюмень были приглашены лучшие специалисты в сфере очистки подземной воды. Велижанская водоочистная станция расположилась почти в 30 километрах от города, а скважины в радиусе от нее еще на 40 километров.

В 1982 году была запущена Метелёвская водоочистная станция. Она была построена выше по течению реки Тура, нежели Головная, проектная мощность сооружений составила 150 тысяч кубометров воды в сутки. В настоящий момент данные сооружения обеспечивают 2/3 всей потребности города Тюмени в чистой питьевой воде.

Автор: 
Иван Камельских, руководитель пресс-службы компании «Тюмень Водоканал»